Вход на сайт
Логин
Пароль
Вход
Забыли пароль?

Статьи
Два месяца до топливного кризиса в России - реальность или вымысел?

Два месяца до топливного кризиса в России - реальность или вымысел?

По неутешительным прогнозам финансовых аналитиков в мае 2015 года, то есть, через пару месяцев, страну может ожидать настоящий кризис в топливной сфере. Ожидается, что стоимость 1 литра бензина может приблизится к отметке 50 рублей. Стоит отметить, что повышение стоимости 1 литра топлива началось буквально с первых дней наступившего года. Депутаты объясняют такие скачки цен введением в действие так называемого налогового маневра в России и образовавшимся дефицитом топлива на заправках. Так например, на данный момент предложение дизельного топлива превышает спрос. А вот с бензином дело обстоит совсем иначе. Бензина продается меньше, чем требуется потребителям. Поэтому цены продолжают расти, не взирая на то, что стоимость 1 барреля нефти достигла сверхнизких значений. Судя по всему, в ближайшие несколько лет ситуация коренным образом не изменится, поскольку модернизация топливной отрасли будет продолжаться вплоть до 2017 года. А это значит, что при такой схеме развития событий, ожидать превышение предложения над спросом можно не раньше 2018 года. Если же ситуация станет развиваться по благоприятному сценарию, что в сложившейся ситуации сомнительно, то цены на топливо на внутреннем рынке страны действительно начнут падать. В противном случае нефтяники просто будут вынуждены переориентировать свои производства на массовый экспорт.
На днях, по заявлению главы ФАС, начнется оценка первых результатов налогового маневра, в связи с изменением с 1 февраля 2015 года ставок налога. Ожидается, что налоговый маневр не окажет существенного влияния на топливную сферу, поскольку закупочные цены были существенно снижены. Между тем, власти постоянно следят за экспортными пошлинами на нефть и ценами на топливо внутри страны. ФАС проведет анализ рынка, и если будет зафиксирован сговор нефтяных компаний, то по этому делу начнут расследование. Однако подавляющее большинство депутатов предлагает отменить введенный в действие налоговый маневр, так как считают, что от него больше вреда, нежели пользы для экономики страны.

Бытует также мнение, что роста цен на бензин нет, а все разговоры о повышении расценок на топливо ошибочны. Ведь сравнивается не цена бензина в рублях, например, февраля 2015 года с аналогичным прошлогодним периодом, а идет сравнение цен на нефть в долларах или в евро с ценами на топливо в рублевом эквиваленте. А это уже совершенно разные вещи. Если же перевести расценки на бензин в долларовую плоскость, то обнаруживается, что только за прошлый год цена упала с 88 центов за 1 литр до 44 центов, то есть, ровно в 2 раза. Несмотря на такую бесхитростную подмену, цены на топливо в рублях продолжают расти, и страдают от этого в первую очередь обычные автолюбители.

При этом стоит отметить, что российские цены на топливо считаются самыми низкими на европейском континенте. Именно поэтому России нужны высокие таможенные пошлины на топливо, чтобы защитить внутренний рынок. Если этого не сделать вовремя, то бензин просто утечет в Европу и другие страны, с которыми заключены экспортные валютные соглашения. Налоговый же маневр предполагает, наоборот, маленькие таможенные пошлины, что в конце концов может привести не только к резкому удорожанию 1 литра бензина, но и его острому дефициту на рынке.

Напомним, что согласно постановлению правительства РФ, с 1 января 2015 года в России вступил в законное действие налоговый маневр в нефтяной отрасли. Под налоговым маневром понимается постепенное сокращение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременный рост налога на добычу полезных ископаемых. Данная мера призвана гарантировать увеличение экспортных поставок нефти в ущерб развитию отрасли нефтепереработки в стране. Сразу оговоримся, что это вынужденная мера в рамках создания Евразийского экономического союза. После создания этого союза встала необходимость у всех стран-участниц и у России в том числе компенсировать разницу экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Естественно, государство в лице правительства будет пытаться всеми силами сдерживать рост цен и регулировать процессы вручную. Но как показывает практика прошлых лет, ситуация может только ухудшиться. Если ввести ограничения стоимости на внутреннем рынке, то значительно вырастет экспорт, что, в свою очередь, приведет к ускоренному росту цен на бензин в стране. Группа парламентариев уже разработала так называемую антикризисную программу, в которой одним из пунктов стоит заморозка внутренних цен на топливо на весь 2015 год, а следующим — отмена налогового маневра. Дело в том, что уже с конца февраля текущего года увеличится потребление бензина не только российскими гражданами, но и населением в других странах мира. Согласно статистики автовладельцы с наступлением оттепели начинают более активно пользоваться своим автотранспортом. Сейчас из-за гололеда на дорогах многие водители предпочитают добираться до работы и обратно на общественном транспорте. Весной же водители пересаживаются на свои автомобили не только для поездок по городу, но и для путешествий по стране. Кроме того, с весны начинается дачный сезон. Следовательно, существенно возрастет потребность в топливе. Это означает и увеличение экспорта топлива, что может привести к недостатку бензина на российском рынке. Если сюда же приплюсовать желание правительства контролировать цены на топливо с помощью фиксированных ставок, то это только поспособствует развитию бензинового кризиса по всей территории России и новой волны спекулятивных цен.

28.11.2015 00:23

 

 

 

 

\